Публицистическая деятельность Поля-Луи Курье.
Анастасия Попова
ЖР22
После падения наполеоновской Империи в стране свирепствовала роялистская реакция, а Курье, несмотря на то, что считался антибонапартистом, стал активно защищать интересы крестьянства против сторонников короля, полицейско-чиновничьего аппарата, церковных институтов и стал широко известен после целого ряда памфлетов на эту тему.

Больше всего обратили на себя внимание:

>> Петиция обеим палатам“ (фр. Pétition aux deux Chambres, 1816) — о злоупотреблениях полицейских властей и священников
>>10 писем в „Censeur Européen“ (1819—1820), в которых Курье защищал крестьян против дворянства и духовенства и высказывался за либеральную монархию.
В 1820 году легитимисты предложили открыть подписку, чтобы выкупить у нового владельца замок Шамбор и преподнести его новорождённому наследнику французского престола — герцогу Бордосскому. Курье на эти события откликнулся своим Simple Discours de Paul-Louis etc., где предлагает продать замок мелким землевладельцам, а продажу предлагает осуществить так называемым „чёрным бандам“
Это работа расценивается как один из самых блестящих его памфлетов, за который он был приговорён к тюремному заключению в Сент-Пелажи за оскорбление общественной нравственности и особы короля.
В ходе этого судебного разбирательства и освещения его в прессе он получил широкую поддержку и известность. Так, в письме к своей жене он передаёт слова своего друга Беранже: На месте господина Курье я не отдал бы этих двух месяцев и за сто тысяч франков, а газеты, охотно печатавшие его речи, удвоили свои тиражи. Стендаль прислал ему в тюрьму свою „Историю живописи в Италии“ с надписью:
Создателю портрета Жана де Броэ — в знак уважения
После освобождения Курье отомстил судьям остроумным памфлетом „Aux âmes dévotes de la paroisse de Veretz“ и публикацией своего „Процесса“ (Procès, 1821).

По своим литературным заслугам Курье имел право на избрание в Академию; он выставил свою кандидатуру на место своего умершего тестя, но закрыл себе туда путь едким письмом против неё: „Письмо господам членам Академии надписей и изящной словесности“, фр. Lettre à Messieurs de l’académie des Inscriptions, 1819)

Курье стремился к политической деятельности, но потерпел поражение на выборах в 1822 году, после чего написал ещё несколько политических памфлетов под прозрачными псевдонимами „Ответ Анониму, написавшему письма П.-Л. Курье и др.

В „Памфлете о памфлетах“ (фр. Pamphlet des pamphlets, 1824) он раскрывает своё понимание жанра памфлета яркими образцами, которых для него являются „Письма к провинциалу“ Блеза Паскаля. Также Курье здесь объясняет свою политическую роль и предсказывает свою насильственную смерть.
В целом Сент-Бёв характеризовал памфлеты Курье собственными словами последнего, сказанными им по поводу наполеоновской Египетской экспедиции: „Peu de matière et beaucoup d’art“. Также Сент-Бёв в посвящённом ему очерке, отмечая, что Курье останется во французской литературе как совершенно самобытный и единственный в своем роде писатель
„Душевный строй Курье не был особенно возвышенным, больше того, я скажу, что ум его не отличался особой широтой, и определённая точка зрения была у него далеко не на всё“, писал про него в 1852 году: „Писатель он умелый, а подчас даже вызывающий восхищенье своей тонкостью: этим он возвышается над другими, и этим объясняется его слава

Курье был мастером слова, и хотя сущность его памфлетов утратила своё прежнее значение, он продолжительное время оставался интересным писателем благодаря удивительной художественной отделке всякой написанной им мелочи.


По словам Бальзака, Курье «создал Мениппову сатиру наших дней», но, по его мнению, литературное наследство этого «замечательного человека» утратив актуальность похоже «на проволочный остов блестящего фейерверка», и ему не суждено сохранить популярность: «есть что-то слишком возвышенное в его сжатом стиле, слишком остра его раблезианская мысль, слишком много иронии в содержании и в форме, чтобы Курье мог нравиться многим»


Критика творчества Курье
Высоко оценивал талант Курье как памфлетиста Фридрих Энгельс, ставя его в один ряд с признанными мастерами этого жанра во французской литературе:

>> «Острую полемику Вольтера, Бомарше, Поля Луи Курье называли „грубостями шутовской полемики“ их противники — юнкеры, попы, юристы и представители иных кастовых групп, — что не помешало этим „грубостям“ быть признанными ныне выдающимися и образцовыми произведениями литературы»
В первую очередь Курье был известен как непревзойдённый автор памфлетов, которые получили высокие оценки со стороны критиков и читающей публики: «Эти брошюры, делающие честь французскому прозаическому языку, наделали не меньше шума, возбудили и удовлетворили не меньше страстей, чем песни Беранже. До сих пор они с увлечением читаются всеми любителями французского остроумия и изящного слога».

Памфлеты Курье получили известность и в России. Так, П. А. Вяземский по прочтении его работ записал в своих записных книжках: «Как хорош Поль Луи Курье (Paul Louis Courrier)! Надобно о нём написать статью. Письма его смесь Галани, Даламберта, Байрона. Не говоря уже о грецицизме их», а через несколько дней внёс следующее дополнение: «Сегодня день довольно пустой. Один Courrier своими памфлетами наполнил его. Что за яркость, что за живость ума. Вольтер бледен и вял перед ним»
Критика творчества Курье в России
Особенную популярность его памфлеты получили среди российских народников, в этот период его публицистика была востребована и актуальна в России, её сравнивали с сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина. Позже Максим Горький относил Курье к величайшим сатирикам мировой литературы и упоминал его в романе «Жизнь Клима Сангина».

В литературоведении отмечается необыкновенно богатый словарный состав памфлетов Курье, как книжно-письменного, так и разговорного языка, который пополнялся им из различных областей культуры, общественного знания и быта.
Во многом этот широкий лексический диапазон Курье вызван большим разнообразием рассматриваемых в памфлетах вопросов и тем:

«Курье в них пишет о крестьянах, королях, священниках, придворных, жандармах, судьях, министрах, депутатах, солдатах. Он пишет о войне, о религии, о свободе печати, о выборах и о многих других проблемах, которые волновали его современников»
Следует отметить, что во времена творческой деятельности Курье прослеживается ярко выраженное стремление к демократизации литературного языка посредством сближения с разговорным, что в общем и целом было характерной тенденцией французской литературы первых десятилетий XIX века.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website